Главная | RSSЧетверг, 09.05.2024, 09:42

МБОУ ООШ №28 г.Шахты



Меню сайта

Госуслуги

Решаем ВМЕСТЕ


















 
 

 










  

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Полноценное развитие речи ребенка раннего и дошкольного возраста в семье возможно при соблюдении ряда условий:

1. Повышение педагогической компетенции родителей.

Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.

Успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.

2. Правильная организация жизни ребенка в семье.

Правильная организация жизни ребенка предполагает: соблюдение режима дня, осуществление закаливания, проведение специальных занятий по стимуляции моторного и психического развития,  соблюдение речевого режима в семье и выполнение родителями общих правил формирования полноценной речевой среды.

3. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы.

К организации процесса целенаправленной работы с детьми, имеющими риск возникновения речевых нарушений, родители должны быть привлечены максимально. Эта работа потребует знакомства родителей с элементарными приемами развития сенсорных функций ребенка, что в значительной степени способствует нормализации его речевого развития.

Успех коррекционного воздействия во многом зависит от степени участия в нем родителей и их осознанного отношения к данному процессу.

 Содержание семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи

Для нормального развития речи ребенка в семье и преодоления речевых нарушений большое значение имеют:

- постоянное общение с ребенком, формирование у него потребности, стремления к речевому контакту;

- благоприятный психологический климат в семье и, как следствие его, чувство эмоционального комфорта у ребенка;

- сенсорное воспитание;

- развитие игровой деятельности (от родителей требуется проявлять умение подбирать игрушки, учитывая возраст, умственные и двигательные возможности ребенка, умение создавать игровые ситуации и обучать осмысленным действиям с игрушками или предметами, умение включать в игры целенаправленные и регулярные упражнения для развития психических процессов);

- развитие моторики и, в особенности, манипулятивной деятельности рук.

Особенности воспитания детей раннего и дошкольного возраста  с различными речевыми нарушениями в семье

В настоящее время одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка в семье, является отставание в развитии речи. Однако практика показывает, что многие родители недооценивают свою роль в преодолении речевых нарушений и понимают их как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Учитывая, что нарушение развития речи может привести к вторичной задержке формирования других

функций, в том числе, к задержке психического развития, необходима ранняя консультация логопеда и детского невропатолога или психоневролога.

Если ребенок страдает дислалией, преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения, и родители под руководством логопеда проводят дома занятия по развитию артикуляционного аппарата, включающие специальные подготовительные упражнения и занятия по введению поставленных звуков в речь.

Дети с ринолалией, обусловленной расщелинами твердого и мягкого неба, нуждаются в консультативной помощи логопеда с рождения, а в систематических коррекционных занятиях – с трех лет. Роль родителей в данном случае заключается в своевременном обращении к специалистам и выполнении их требований и методических рекомендаций.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые запинки. Однако у детей с ослабленной нервной системой эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию. Родителям следует помнить, что заикание легче предупредить, чем лечить. Профилактикой этого  нарушения являются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, соблюдение общего и речевого режима, закаливание, специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, ритма, темпа и пространственной организации движений. В случае возникновения заикания взрослым:

- надо говорить с ребенком четко, плавно, не торопясь;

- быть всегда одинаково ровными и требовательными;

- нельзя читать много книг, не соответствующих возрасту, особенно страшных сказок перед сном;

- не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений, заучиванием длинных стихотворных текстов, не следует разрешать долго и часто смотреть телевизионные передачи.

Успех преодоления задержки речевого развития или общего недоразвития речи во многом определяется тем, в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь. Логопедические занятия, начатые в период интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными.

Большое влияние на полноценное доречевое и речевое развитие детей, на своевременную коррекцию имеющихся недостатков речи оказывают стиль семейного воспитания, семейная обстановка и организация речевого общения ребенка с ближайшим окружением.

Создание дружелюбной, теплой обстановки в семье позволяет конструктивно решать конфликтные ситуации, не вызывая обиды и эмоциональной напряженности ребенка, и реализовать те воспитательные мероприятия, которые снизят риск возникновения речевых нарушений.

Особые требования предъявляются и к речи взрослых. Голос должен быть спокойным, интонации дружелюбными, уважительными, доверительными. Речь должна быть плавной, ритмичной, эмоционально выразительной. Нормативное звукопроизношение взрослых дает детям образцы для подражания, формируя звуковую культуру речи. В целом, речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть конкретна, лексика должна быть простой и доступной по содержанию, грамматические структуры  адекватными, что обеспечивает осмысливание ребенком речи взрослых.

 

Особенности воспитания детей школьного возраста  с речевыми нарушениями  в семье

В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих речевые расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности, которые влекут за собой нарушение социальной адаптации и социализации .

Родителям детей школьного возраста с отклонениями в речевом развитии необходимо помнить о том, что совокупность степени и характера нарушения речи, специфика индивидуально-личностного развития определяют возможность вхождения ребенка в общество. Данный процесс может быть затруднен вследствие особенностей его социального, педагогического и психологического развития. Усвоение социальных норм и ценностей ребенком младшего школьного возраста может искажаться в результате негативного – стихийного или преднамеренного – влияния среды, в которой он живет.

Основные психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе обучения:

  1. В учебной деятельности это отсутствие интереса к учебе, трудности в понимании учебного материала, рассеянность внимания, низкий объем памяти, затруднения в решении интеллектуальных задач, неадекватные реакции в случае неудач, низкая успеваемость.

  2. У этой категории детей также отмечаются проблемы в процессе общения: снижение потребности либо уход от общения как с взрослыми, так и со сверстниками; несформированность форм коммуникации; сложности с включением в общую деятельность; неумение ориентироваться в ситуации общения; особенности поведения: негативизм, тревожность, упрямство, бедность эмоций, низкий уровень самооценки.

  3. Игровая деятельность младших школьников с нарушенным речевым развитием также имеет ряд особенностей: отсутствие диалогового общения, ситуативность, интерес к играм бытового характера, отсутствие творческого элемента.

Все выше сказанное позволяет представить родителей равноправными  с педагогами и психологами партнерами коррекционного процесса, направленного на активизацию в основных видах деятельности речевых, познавательных, эмоциональных и творческих способностей школьников с отклонениями в речевом развитии.

Важным условием преодоления имеющихся речевых недостатков является создание нормального психологического климата в семье.

Форма входа


Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
9/5/2024  09:42

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz